Buddy Rich и Gene Krupa. Легендарное интервью

Buddy Rich и Gene Krupa. Легендарное интервью
Уиллис Коновер/радио "Голос Америки". Напечатано в журнале "Метроном", март-апрель 1956 г.


Коновер: В сегодняшней программе мы сравним работу двух величайших и самых известных барабанщиков мира: Бадди Рича, чья слава не ограничивается его игрой на барабанах, но также (распространяется) на его оркестр и на его работу в качестве танцора, певца и разностороннего артиста; и Джина Крупы, который, конечно же, был не только барабанщиком в разных оркестрах, но и руководителем своего собственного оркестра, одного из лучших на планете, представивший миру многих великих звезд, которых мы все знаем сегодня. Чтобы начать наш обзор Джина Крупы, давайте вернемся к джазовому концерту в Карнеги-холле, в котором Джин Крупа солировал и играл главную роль в оркестре Бенни Гудмана. Джин, я полагаю, что это был потрясающий момент в вашей жизни, когда оркестр Гудмана наконец-то вошла в священные залы Карнеги-холла.

Крупа: Было довольно большое волнение, Уиллис. Я никогда не думал, что смогу зайти внутрь через парадную дверь, а тем более через служебную. Было здорово.

Коновер: А сколько раз вы возвращались в Карнеги-холл с оркестром Гудмана?

Крупа: Ну... с оркестром Гудмана только один раз; но с тех пор я был там много-много раз с Jazz At The Phil. 

Коновер: «Джаз в филармонии» был необычным опытом для всех, кто присоединился к труппе Нормана Гранца.

Крупа: Да, я бы сказал, что сегодня это лучшая работа в мире (смеется).

Коновер: Вы чувствуете себя счастливее, играя с другими великими звездами, а не возглавляя свой собственный оркестр? Или это смешанные чувства, Джин?

Крупа: Ну, наверное, я очень люблю разнообразие, но мне очень нравится эта работа. Особенно с Бадди на концерте, у нас есть шанс нокаутировать друг друга, это просто замечательно.

Коновер: Давайте поговорим о легендарной «Sing, Sing, Sing».

jojones.jpeg

Крупа: Представить ребят из бэнда, что ли?

Коновер: Да. Почему бы вам не рассказать о парнях из оркестра, а также о своих впечатлениях, когда занавес открылся впервые и вы увидели публику. Вы поняли, что может произойти?

Крупа: Угу...ну...э-э ... давайте посмотрим, ребята в бэнде были Гарри Джеймс и Зигги Элман, Крис Гриффин, Мюррей Макихерн, Вернон Браун, Джесс Стейси, Лайонел Хэмптон, Тедди Уилсон, Хайми Шенцер, Адриан – нет, не Адриан-э-э ... 

Коновер: Артур.

Крупа: Артур Роллини... э-э...Ну и дела, э-э… Билли Депью, кажется, на саксофоне. Я не могу вспомнить других парней, но этого достаточно. Я думаю, мы начали немного неуверенно. Если я правильно помню, первая мелодия была "Don't Be That Way", но та, которую вы собираетесь включить сейчас, была у нас сыграна очень много раз, так что обошлось без лишних нервов. Да, это она: "Sing, Sing, Sing".

Коновер: Джин, как вы себя чувствовали, когда наконец покинули Гудмана и создали свой собственный оркестр? Была ли какая-то неуверенность в том, чтобы вторгнуться на поле дирижирования?

Крупа: Нет...Я чувствую себя довольно уверенно, наверное, в результате моей работы в продажах. Мне приходилось работать с различными агентствами, и они показывали мне большие жирные контракты и все такое, так что это было ... э-э-э ... На самом деле я не очень-то боялся.

Коновер: Я знаю, что вы взяли за правило привлекать к работе лучших звезд.

Крупа: Да, мне очень повезло найти замечательные таланты. Только некоторые из них, музыканты - Рой Элдридж, Чарли Вентура, Видо Муссо, Сэм Донахью, Чарли Кеннеди, Ред Родни-о, я мог бы продолжать еще долго. Некоторые из лучших певцов были Анита О'Дэй, Джонни Десмонд, Дэйв Ламберт, Бадди Стюарт и, конечно, аранжировщики, которые в значительной степени ответственны за нашу востребованность, это - Джимми Манди и, э-э, Нед Хефти, Бенни Картер, Джордж Уильямс и Джерри Маллиган.

Коновер: Сколько вы сделали записей? Вы когда-нибудь считали их, Джин?

Крупа: Черт возьми, я никогда не считал, но думаю, что около трех или четырех сотен.

Коновер: Ну, давайте послушаем одну из самых свингующих. «Джин Крупа и его оркестр», «Leave Us Leap». 
(Когда начинается запись, Джин говорит: "Боже, я забыл упомянуть Эдди Финкеля!)

(Бадди Рич присоединяется к дискуссии)

rk.jpeg

Коновер: Джин, когда вы впервые услышали, как Бадди играет?

Крупа: Ээ... я услышал, как Бадди играет, когда он присоединился к оркестру Томми Дорси в ... Я не знаю точно, когда он присоединился, но это было примерно в 1939 году. В Palmer House в Чикаго. И единственная причина, по которой я не слышал его раньше, была в том, что я был напуган до смерти. Потому что парни из группы Гудмана, такие как Гарри Джеймс и все остальные парни, приходили и говорили: "Приятель, этот парень в Hickory House напугает тебя до смерти. Подожди, пока не услышишь его. Мне часто задают этот вопрос, особенно с тех пор, как я занялся барабанной школой вместе с Cozy Cole, у нас есть студия в Нью-Йорке. Меня очень часто спрашивают: «Можно ли противопоставить естественный талант технике, изучаемой в учебных заведениях?» Скажу так, я наблюдал за всеми довольно внимательно, и в мире барабанов есть три гиганта, и из этих трех Бадди – на голову выше всех. Это Бадди Рич, Рэй Бодук и Рэй Маккинли. Когда я говорю о прирожденных барабанщиках, я говорю о парнях, которые играют при помощи таланта, данного им Богом. Но вот что удивительно. Хотя это не относится к Рэю Маккинли или Бодуку, это скорее про Бадди. Вы можете посмотреть, как играет Бадди, и вы подумаете, что он-то точно изучал технику и все ее нюансы в высшем учебном заведении. И даже сам Бадди что-нибудь сделает эдакое - возьмет пару палочек и скажет: "Ну, что это я сыграл?" На самом деле, если заставить его сделать это достаточно медленно, я смогу назвать рудимент, который он использует. Любой его пассаж можно разложить на составляющие. И он все это делает естественно, без специальных знаний. Но теперь я понимаю, почему это так. Без сомнения, все началось тогда, когда он был маленьким ребенком, он, конечно, уже не помнит этого, но он сам мне рассказывал, как постоянно сидел возле своего отца и смотрел, как тот репетирует свои номера в старые водевильные дни. Могу сказать, что те старые барабанщики были просто великолепные. Каждый из них. Ну, теперь вы понимаете, откуда этот ребенок получил свои знания? Вот откуда взялась чудесная левая рука. Вот откуда взялась удивительная амбидекстерность, которая абсолютно необходима хорошему барабанщику. Для меня он самый великий.

Коновер: Бадди, можешь возразить? Или "возражение" в данном случае неуместное слово?

Рич: Ну, теперь вы ставите меня в очень неловкое положение. Я не знаю, как на это ответить. Это, наверное, самый большой комплимент, который мне когда-либо делали, особенно когда он исходит от такого гиганта, как Джин. Потому что, как всем известно, любой, кто хоть что-то знает о барабанах – и это не «кукушка хвалит петуха», я говорю искренне - Джин конечно же первый, когда дело доходит до барабанов. Я думаю, что он является вдохновением для каждого известного барабанщика в сегодняшнем музыкальном бизнесе. Я думаю, что в свое время каждый барабанщик хотел играть как Крупа или хотел выиграть конкурс барабанов Джина Крупы. Это большое вдохновение для барабанщиков, и, естественно, я – не исключение. После стольких лет общения Джина с Бенни, прослушивания записей и всего остального, э-э-э, именно на этого парня ровняется молодежь. И точно так же, как и все остальные, то же самое относится и ко мне. Это мой человек, и добавить нечего. Он - президент. И на этом все.

Коновер: Ну, а что вы скажете по поводу определения Джина естественных барабанщиков по сравнению с обученными или образованными барабанщиками?

Рич: Ну...(смеется)

double.jpeg

Коновер: Он поместил вас в класс "естественных" барабанщиков.

Рич: Я счастливчик, понимаете? Я считаю - и я думаю, что Джин согласится – что могу быть экспертом в чем угодно. Я думаю, что самое лучшее - это учиться. Я пытался, но я слишком глуп. Я не могу сидеть в одиночестве достаточно долго, чтобы усвоить какое-либо знание. Одно время я хотел играть, как Лайонел Хэмптон. Я пошел и купил себе набор вибрафонов и нанял отличного учителя, и примерно через три недели я больше никогда не видел вибрафонов, потому что просто не мог усвоить то, чему меня учили. Но я думаю, что любой молодой барабанщик, начинающий сегодня, определенно должен найти себе отличного учителя и узнать все, что нужно знать об инструменте, на котором он хочет играть.

Коновер: Ну, вы согласны с выбором Джина -исключая себя, конечно, из скромности - величайших барабанщиков современности и прошлого?

Рич: Определенно. Я думаю, что Бодук - один из действительно великих барабанщиков, и, конечно же, Маккинли стоит рядом с ним. Но Джин пропустил парочку...

Крупа: Мм.

Все: (Смеется)

Рич: Он забыл двух моих любимцев, и я уверен, что они тоже ему нравятся.

Коновер: Может быть я попробую угадать?

Рич: (Смеется). Давайте.

Коновер: Я бы сказал, Джо Джонс и Сид Кэтлетт. Хотя, возможно, я ошибаюсь.

Рич: Ну, Сид Кэтлетт, конечно, заслуживает быть в этой компании. Но он не упомянул Че – папу всех нас.

(Крупа и Рич смеются)

Рич: Чик Уэбб, Но, конечно, Джо Джонс. Мой список звезд был бы таким: Джин, Джо Джонс, Чик Уэбб, Маккинли, Бодук и Кэтлетт. У каждого из них - свой особый стиль, и, конечно, отличная техника, и они, конечно, могут свинговать.

rkrup.jpeg

Коновер: Ну, поскольку вы оба были, э-э, уже в расцвете сил до того, как появились многие молодые барабанщики некоторых новых направлений в джазе, вы были в хорошем положении, чтобы сформировать свое мнение о том, как эти барабанщики играют в сравнении с барабанщиками прошлого - или в отношении музыки, которую они играют сегодня.

Крупа: Угу. Ну, Уиллис, я бы сказал, что "новая музыка" на самом деле еще не нашла себя в полной мере, чтобы выставить барабанщика на первый план. Вы согласны с этим замечанием, Бад?

Рич: Ну, я даже не думал об этом ... э - э ... я не хочу вступать в эту дискуссию, потому что ... ..

Крупа: (Смеется)

Рич: У меня есть определенное мнение о так называемой современной школе музыки и барабанщиках. В наши дни нужно было свинговать, барабанщик должен был быть электростанцией, сегодня же так называемая "крутая школа" взяла верх, и я вообще не понимаю этого определения – «крутой барабанщик». Вы либо качаете, либо не качаете, и это то, чего не хватает сегодня. Вокруг нет ни одного парня, который мог бы показать свое мужество на сцене. А мне нравятся мужественные люди. Да я и сам такой. В моих баталиях на сцене я хочу видеть достойных соперников, в моей музыке мне нравится накал страстей, сильный тяжеловесный тип джаза. И его просто не хватает сегодня.

Коновер: Ну, а как вы относитесь к идее использования барабанов как мелодического инструмента, а не просто как ритмического?

Рич: Ну, было бы очень хорошо, если бы вы могли сыграть на нем мелодию. Но в первую очередь барабанщик должен сидеть и раскачивать бэнд. Согласен?

Крупа: Да. Если вы собираетесь играть мелодии, вам понадобятся тимпани, я думаю

Рич: (Смеется). И несколько настраиваемых томов.

Оба: (Смеются).

Крупа: Совершенно верно.

Рич: Я думаю, что барабанщик должен сидеть и играть на барабанах, и не обращать внимания на мелодии. Просто нужно подняться туда и заявить о себе в полной мере. И это то, чего не хватает, определенно не хватает музыке сегодня.

Крупа: Ну, это большой...большой совет от Бадди. Я имею в виду, что он может играть очень мощно, и все же издавать звук, а не шум.

Коновер: Ну, а как вы договариваетесь о том, как будут проходить ваши барабанные бои? Мы хотели бы услышать одно из ваших совместных выступлений на «Джазе в Филармонии»...

Крупа: Ну, знаете, на самом деле, мы ни о чем не договариваемся!

Коновер: Нет никакой предварительной договоренности?

Рич: Нет (смеется)

Крупа: Нет, мы поднимаемся на сцену и делаем свое дело, я не думаю, что какие-либо два выступления были похожи друг на друга.

Рич: Нет.

Крупа: (Смеется).

Рич: И они никогда не будут такими, потому что тогда это станет чем-то скучным. Мы каждый вечер выходим на сцену, смотрим друг на друга, слышим все эти выкрики из зала. Естественно, эти партизанские отряды поддерживают своего фаворита, и мы садимся за барабаны и кайфуем, и иногда Джин устанавливает темп, а иногда я. И мы просто начинаем играть. И иногда выступления проходят здорово, иногда превосходно, а бывает и скучно, потому что все происходит спонтанно, это – полная свобода. Мы поднимаемся туда и играем именно то, что чувствуем в тот конкретный вечер. Когда мы играем в таких местах, как Карнеги-Холл, где все места распроданы, мы знаем, что люди слушают, поэтому мы играем хорошо. Мы играем в других местах, где, как нам кажется, нет особого интереса - вместо того чтобы слушать, я думаю, люди просто предпочли бы, чтобы их самих услышали, поэтому мы позволяем им кричать и играем то, что хотят они.

vox.jpeg

Коновер: (Смеется)

Рич: Но мяч – на нашей стороне. Я уверен, что Джин скажет примерно то же самое.

Крупа: Я тебя поддержу. Конечно.

Коновер: Ну, давайте послушаем один из нескольких барабанных баттлов между Джином Крупой и Бадди Ричем. Джин и Бадди, было очень приятно, что вы сегодня целый час были с нами.

Рич: Ну, мне было очень приятно быть здесь с вами, Уиллис. И мы надеемся, что всем слушателям понравится хотя бы наполовину так же, как нам понравилось сидеть здесь и разговаривать с вами, и разговаривать с Джином, и действительно свободно выражать то, что мы чувствуем друг к другу. Это было здорово.

К списку новостей Следующая новость