Бадди Рич. Интервью с великим артистом. Часть 1

Бадди Рич. Интервью с великим артистом. Часть 1
Для человека, чье время в джазовом мире началось почти 30 лет назад, трудно понять, насколько значимой была "отправная точка" 1967 года - дата интервью, которое он дал Гарри Сайдерсу - в карьере барабанщика Бадди Рича.


Работа с биг-бэндами Арти Шоу, Томми Дорси и Гарри Джеймса, множество джазовых выступлений в Филармонии для Нормана Гранца, не говоря уже о бесчисленных выступлениях различных лейблов Нормана от Clef до Verve, поддерживающих всех от Лестера Янга до Лайонела Хэмптона и различных групп, больших и малых, которые он возглавлял в 1950-х годах под своим собственным именем; все они действительно привели к этому моменту - образованию того, что впоследствии стало известно как группа Buddy Rich Killer Force.

5.jpg


И вот, в 1967 году, Бадди Рич стал полностью независимым музыкантом с огромным музыкальным опытом, и он наслаждался тем, что возглавлял свою собственную группу в течение двадцати лет, пока не умер от сердечного приступа в 1987 году.


Бадди никогда не был завсегдатаем барабанного магазина. Я имею в виду, что большинство великих ”технических“ барабанщиков - Луи Белсон, Джо Морелло, Макс Роуч - совершали обход местных барабанных магазинов, когда они были в городе, чтобы купить несколько палочек, потусоваться и поделиться историями о ”жизни в дороге", а если Вам ПОВЕЗЕТ, дать небольшой мастер-класс и ответить на несколько вопросов.


Только Не Бадди. Он заказывал грузовые  компании, чтобы они доставляли и собирали его барабаны на концертах и приказывал помощникам группы, чтобы те закупались в барабанных магазинах, если возникнут какие-либо потребности в оборудовании. Обычно все барабанные компании присылали ему тонны всякой всячины - палочки, тарелки, новые версии малых барабанов, басовые барабаны и педали hi-hat - все они хотели, чтобы Бадди стал их эндорсером.


У Бадди были свои напарники по бегу, но обычно это были важные деятели искусств, такие как Фрэнк Синатра, который пригласил его в свою группу в 1967 году, и другие кинозвезды и телевизионные знаменитости, но он редко делился чем-либо с молодыми барабанщиками.


Если вам все же удавалось задать ему вопрос, то в ответ вы обычно получали хорошую дозу грубости. С годами многие молодые барабанщики научились издалека восхищаться его особыми качествами, они с открытыми ртами продолжали качать своими головами, когда он заканчивал одно из своих сказочных, длинных соло на барабанах. Было очень трудно не поддаться искушению и не сжечь все свои барабанные палочки после шоу Бадди.


Но несмотря на всю его грубость и/или холодность, барабанщики всех возрастов не могли не восхищаться им. Из-за их собственных усилий [скорее борьбы] научиться играть на этом инструменте, они осознавали, что находятся в присутствии гения.

По существу, барабанщики пришли к пониманию того, что имел в виду Мел Льюис, когда сказал: “У Бадди есть то, чего не было и никогда не будет у других барабанщиков. Я не знаю, как это произошло, и думаю, что он тоже не знает. Да это и не имеет значения.”

1.jpg


Следующее интервью появилось в издании "Downbeat" от 20 апреля 1967 года под названием "Нувориш" ("Nouveau riche" в переводе с французского на английский - "New Rich", что является игрой слов - "Новый Богач" или "Новый Рич" - фамилия Бадди, прим. переводчика) .


«Надо кого-то уволить?» – это такая шутливая стандартная реакция лидера коллектива, когда дорожный менеджер просит разрешения поговорить с ним. Если лидер пользуется авторитетом, то такая реакция действительно является шуткой, а не защитным механизмом, предназначенным для смягчения удара какой-то внутренней проблемы. Бадди Рич как раз такой авторитет. Он превозносил достоинства Джо Джонса в тот момент, когда его дорожный менеджер Джим Тримбл вошел в гримерную клуба "Чез" в Голливуде, штат Калифорния, и попросил о встрече с ним.

До тех пор, пока его не прервали, Рич говорил о том, как здорово Джонс играл на хай-хэте, ловко управлялся щетками и о его превосходном чувстве времени. Рич говорил с большим воодушевлением только что окончив свой изнурительный и продолжительный концерт.


Был субботний вечер. А субботний вечер в Голливуде ничем не отличается от субботнего вечера в Дюбуке. Все были на улице, и казалось, что все пришли в "Чез" послушать оркестр барабанщика. Кроме того, казалось, что Рич и вся группа вышли на какой-то новый уровень, вдохновленные оглушительным приемом публики и овациями. В первых рядах поклонников была актриса Джуди Гарланд.

Можно было наблюдать удивительный контраст между человеческой динамо-машиной, генерирующей лавину энергии на сцене, и совершенно измотанным человеком с сутулой фигурой, пытающимся прийти в себя в гримерке в одном нижнем белье. Я чувствовал себя виноватым за попытку взять у него интервью между сетами— это выглядело, как будто я прошу у него автограф во время 8-тактовой паузы во время выступления.

9.jpg

Может быть, интервью продолжим после последнего выхода на сцену?

- Черт возьми, нет! - прорычал Бадди. - Когда наступит два часа ночи, я уже не буду ни о чем говорить. Никакой музыки, никаких музыкантов, никаких хиппи, никаких интервью - ничего. Я сразу же поеду в свой отель и буду отдыхать. Позвони мне завтра—но не смей звонить раньше двух часов дня. Это понятно?

Вряд ли это можно было истолковать двояко.

Во время последнего сета в двухуровневом главном зале клуба толпа была просто заряжена какой-то удивительной необузданной энергией. Тщательно спланированная программа, построенная по всем законам драматургии, прерывалась парой замечательных номеров трио (пианист Рэй Старлинг, басист Джим Гэннон и Рич), накал страстей был просто невероятный.

Иногда он подходил к микрофону и говорил о каком-нибудь конкретном номере или представлял каких-нибудь знаменитостей, присутствующих в зале. Его запыхавшееся подшучивание было желанным, содержательным и часто саркастичным, но никогда не скучным. Затем он возвращался к барабанам и переходил к следующему номеру с длинной, задающей настроение каденцией.

9a052463226a597202065be9907760f6.jpg

В конце сета он дал своим поклонникам то, что они требовали весь вечер—попурри из West Side Story, 11-минутный калейдоскоп Билла Редди из тем Леонарда Бернстайна, с постоянно меняющимися темпами и кульминационным продолжительным барабанным соло, которое неизбежно лишает воли и Рича, и его аудиторию.

Что делало всю эту сцену невероятной, так это знание того, что именно Рич, который вдвое старше большинства своих музыкантов (в июне ему исполнится 50), был источником энергии: он был тем, кто тащил весь бэнд вперед, заводил солистов и других участников ритм-секции до такой степени, что его молодые подопечные едва могли отвести от него свои восхищенные глаза.

Рич придерживается своего правила «никаких контактов в нерабочее время» и не делает никаких исключений. И в эти драгоценные минуты между сетами конкуренция за внимание Рича непомерно высока. Лучшим временем для интервью был его выходной день. Это был настоящий компромисс с его стороны, как он ясно дал понять:

"Эти 24 часа принадлежат мне. Я предпочитаю держаться как можно дальше от «места преступления». Я могу остаться в постели и смотреть телевизор - дневные передачи, ну, типа мыльных опер и тому подобное. Я могу пойти в кино. Или же я запрыгну в машину и поеду на пляж или на какое-нибудь поле для гольфа."


Из его номера в отеле "Континенталь" открывался великолепный вид на Лос-Анджелес. Рич, однако, был поглощен научно-фантастическим триллером, мелькавшим на экране телевизора. Но вместо того, чтобы досмотреть его до конца, он убавил звук и начал говорить о больших группах. Остальную часть программы он посмотрит позже.

7.jpg


Почему он предпочел не пойти по безопасному пути и стать, вероятно, самым высокооплачиваемым барабанщиком у какой-нибудь звезды, а обзавестись собственным бэндом, который является причиной его постоянной головной боли и прочих проблем?


-А что такое безопасность? - спросил он. - А что такое головные боли? Есть ли безопасность в переходе улицы? Тебе не кажется, что у парня, который управляет собственной заправкой, бывают головные боли? И когда он приходит домой ночью, от него все еще пахнет бензином, верно?"

Но почему он покинул группу Гарри Джеймса?

Ответ был краток: "потому что я в первую очередь хотел заниматься творчеством."


- Конечно, у меня была хорошо оплачиваемая работа - четыре с половиной года. Это было очень здорово. Но в течение четырех с половиной лет я ни черта не создал. Я сидел там, наверху, и делал все необходимые движения. Вечер за вечером я играл одни и те же мелодии. Я даже знал, в какое время мы будем их играть. У меня было два соло в программе, и какого черта — это было не для меня.


-Да, это было безопасно. Но что хорошего в безопасности, если вы не счастливы, и особенно если вы знаете, что можете сделать лучше, быть более творческим и позволить своей личности проявиться? Но если тебя держат, так сказать, в чужой группе, то что толку каждую неделю приносить домой чек? Поэтому, когда представилась такая возможность, я ухватился за нее."


Такая возможность появилась год назад. Он все еще доволен своим решением?


- Доволен? Я не могу быть счастливее. Позвольте мне повторить это. Я самый счастливый человек на Земле. Результаты головокружительные. Группа превосходная, и это современная группа. Для меня большая честь играть со всеми этими парнями. Им нравится то, что мы делаем, потому что мы играем молодую музыку, и они проецируют свою молодость через то, что они играют. Конечно же, именно молодежь определяет наш успех, где бы мы ни играли. Наша юная аудитория очень нас поддерживает, и, как видите, богатые люди тоже!"

продолжение во 2 части...

К списку новостей Следующая новость