Zildjian's Общие сведения

У каждой компании — своя история. Наша начинается с 1623 года.

Avedis Zildjian III Аведис Зилджиан I  был алхимиком армянского происхождения, жившим в Константинополе в начале XVII века. Пытаясь, как и все алхимики, получить золото, он соединял различные металлы, но вместо золота получился сплав меди и олова с примесью серебра, у которого обнаружилось уникальное звучание. В 1618 году Аведис впервые создал из своего уникального сплава тарелки, обладавшие мощным и прозрачным звуком. Этот звук оказался настолько необычным, что мастер был призван ко двору султана, чтобы делать тарелки для лучших янычарских оркестров. Между прочим, само название Zildjian обязано своим появлением именно султану: так он назвал самого Аведиса, а в переводе это слово означает «сын того, кто делает тарелки».

В 1623 году мастер получает право покинуть дворец с тем, чтобы открыть собственное производство в пригороде Константинополя Саматии. Начавшись таким образом, дело компании Zildjian живет на протяжении многих веков и вобрало в себя опыт 15 поколений. В 1929 году производство переносится в США, в город Куинси, что в штате Массачусетс. Некоторое время спустя тогдашний глава компании Аведис III решает еще раз переместить производство в город Норвелл в том же штате. Эти события совпали с 350-летием компании, и с тех пор местоположение производства не менялось.

В 1977 году руководство компанией перешло по наследству к Арманду, сыну Аведиса III, а в 1999 он передал бразды правления своей дочери Крейги. Вместе со своей сестрой Дебби они продолжают управлять компанией и по сей день. На сегодня Zildjian по праву считается одним из старейших семейных предприятий в Америке.


Основные исторические вехи компании

1618 — зарождение семьи и торговой марки
Армянский алхимик Аведис I, живший в Константинополе, открывает уникальную технологию обработки металлов. Из получившегося сплава он начал изготавливать тарелки, которые отличались прозрачным и протяжным звуком. Эти тарелки выделялись даже на фоне изделий известных мастеров из Малой Азии, чей опыт создания подобных инструментов восходил к XIII веку.

Легендарные янычарские оркестры при дворе султана быстро нашли применение новым тарелкам. На них играли при совершении религиозных обрядов, на свадьбах и в османской армии. Султан Осман II признал Аведиса родоначальником ремесла изготовления тарелок в Турции, в знак чего дал мастеру 80 слитков золота и фамилию Зилджиан (Zildjian; Zil переводится с турецкого как «тарелка», dj — «тот, кто делает» и ian — армянский суффикс, обозначающий сына).

1623 — первая кузница
В 1623 году Аведис получает от султана Мурада IV благословение покинуть Османский дворец и основать собственную кузницу в пригороде Константинополя, где будут изготавливаться тарелки.

1651 — передача секретов
В 1651 году Аведис передает секретную технологию изготовления тарелок своему старшему сыну Ахкаму.

1680 — композиторы осваивают тарелки
Авторы классической музыки начинают включать партии тарелок в свои произведения. Первым классическим сочинением, где задействованы тарелки, была опера «Esther» немецкого композитора Струнгка.

XVIII век — тарелки и европейские военные оркестры
На протяжении XVIII века росла популярность тарелок в военных оркестрах Европы. В 1782 году Моцарт использует тарелки в подражание янычарской музыке в произведении Il Seraglio. Двенадцать лет спустя тарелки использует Гайдн в своей «Военной симфонии».

XIX век — тарелки Zildjian и классическая музыка
С середины XIX века Вагнер и Берлиоз начинают широко использовать тарелки в своих произведениях, отмечая, что для исполнения этих произведений должны использоваться только тарелки Zildjian. Таким образом, тарелки окончательно заняли свое место в оркестрах, а марка Zildjian приобрела широкую известность.

1851 — международные выставки и награды
Аведис II строит шхуну, на которой путешествует в Марсель (1851), а затем в Лондон (1862). Там он выставляет свои тарелки на международных ярмарках, получая за это награды — медали и грамоты. После смерти Аведиса II в 1865 году дело переходит к его младшему брату Керопу, поскольку сыновья Аведиса Харутюн II и Арам еще малы. Кероп выходит на ежегодный объем экспорта в Европу 1300 пар тарелок, продолжая при этом принимать участие в выставках — Париж (1867), Чикаго (1893), Вена (1873), Бостон (1883) и Болонья (1888, 1907). Ни одна экспозиция Zildjian не остается без наград.

1868 — поддержка султана
После нескольких разрушительных пожаров семья Зилджиан оказалась не в состоянии гасить долги и приобретать материалы. Им было предложено переместить компанию в Париж, но семья никак не хотела покидать свою родину. Тогда правивший в то время султан Абдулазиз распорядился сделать все возможное, чтобы помочь возобновить производство легендарных тарелок.

1909 — вторая фабрика в Бухаресте
За год до своей смерти Кероп Зилджиан передает секреты производства тарелок повзрослевшим сыновьям Аведиса. Старший из них, Харутюн II, отказывается продолжать дело семьи, начав заниматься политикой и став генеральным прокурором Константинополя. Поэтому технологическими секретами завладел младший сын Арам. Он посчитал, что в период политического неблагополучия продолжать производство тарелок в Константинополе затруднительно. Примкнув к армянскому национальному движению, Арам перебирается в Бухарест, где открывает вторую фабрику Zildjian, в то время как дочь Керопа Виктория старается поддерживать «на плаву» фабрику под Константинополем. Вернувшись впоследствии на родину, Арам налаживает экспорт тарелок в США.

1927 — первая фабрика тарелок в США
В 1927 году Арам пишет письмо в США своему племяннику Аведису III, сообщая, что наступает очередь Аведиса приступить к управлению компанией. Но Аведис, как и его отец Харутюн, не пожелал принять ответственность за семейный бизнес с трехвековой историей и не слишком высоким доходом. К тому же Аведис был гражданином США и имел собственную кондитерскую фабрику, поэтому он сообщил Араму, что не желает возвращаться в Константинополь. Но поскольку Аведис III оставался единственным наследником предприятия, было решено, что он откроет фабрику по производству тарелок в Америке. Арам прибыл в США и оказал племяннику всестороннее содействие в открытии производства. Так в самом начале эпохи джаза в городе Куинси, штат Массачусетс, появилась первая в Америке фабрика тарелок Zildjian.

1930-е — тарелки для нового стиля
Аведису удалось наладить сотрудничество с джазовым музыкантом Джином Крупа. Он помогает мастеру приспособить тарелки под новые требования, выдвигаемые джазом, в частности, советует сделать их тоньше.
Афроамериканские музыканты, стоявшие у истоков джаза, быстро нашли общий язык с Аведисом, ведь он как армянин, живший в Турции, тоже нередко подвергался дискриминации. Но в компании Zildjian никакой дискриминации не было, и при участии джазменов Чик Уэбб и Папа Джо Джонс были изобретены тарелки, ставшие неотъемлемой частью современных ударных установок — hihat, paper thin crash, ride, splash и sizzle (разновидность тарелки, к которой прикрепляются различные дополнительные шумовые приспособления, например, цепочки). Кстати, названия этих тарелок придумал сам Аведис.

1935 — Арманд постигает секреты
Аведис передает секреты технологии своему четырнадцатилетнему сыну Арманду, который постепенно вникает во все аспекты бизнеса.

1940-е — трудности военного времени
В 1941 году Америка вступила во Вторую мировую войну. Медь и олово становятся одними из ключевых материалов для военной промышленности. Аведис принимает военные заказы от США и Великобритании, чтобы ему доставалось необходимое количество материала. Многих мастеров призвали на фронт, и в итоге в компании Zildjian осталось только трое работников. Тем не менее, военные заказы выполняются в срок, и благодаря им компания пережила суровые годы. Вторая мировая война явилась причиной того, что единственный раз в истории Zildjian технологические секреты были задокументированы (до этого они передавались исключительно по наследству из уст в уста). Это было сделано на случай если сын Аведиса не вернется с фронта. Но в 1945 году Арманд Зилджиан все же возвращается с войны и полностью принимает на себя ответственность за производство. В этот период он начинает эксперименты со звучанием тарелок.

1950-е — Zildjian и современный джаз
К 1950 году фабрика Zildjian с15 работниками в штате выпускает до 70000 тарелок в год. Послевоенная экономия (тарелки, произведенные в США, дешевле привозных) и растущая популярность так называемого современного джаза ведут к росту продаж тарелок Zildjian. Как и его отец Аведис, Арманд Зилджиан активно сотрудничает с ведущими барабанщиками и перкуссионистами, среди которых тогда были Джин Крупа, Бадди Рич, Макс Роач, Шелли Манне, Элвин Джонс и Тони Вильямс. Периодически демонстрируя им продукцию своей фирмы, Арманд начинает лучше понимать, чего хотят музыканты от тарелок. А зная это, можно скорректировать некоторые нюансы технологии в ответ на меняющиеся музыкальные тенденции.

1960-е — хайхэт «New Beat»
Дела компании продолжают улучшаться, производство растет, и Арманд понимает, что он один уже не в состоянии протестировать все выпускающиеся тарелки. Так появляется первый в музыкальной индустрии специальный отдел по взаимодействию с артистами. Основной задачей этого отдела стало привлечение барабанщиков для тестирования и отбора тарелок. Именно как результат взаимодействия с барабанщиком Луи Беллсоном появился hihat «New Beat». Отличительной особенностью новинки была уменьшенная масса верхней тарелки и увеличенная — нижней. Так достигался более четкий звук при игре одной педалью. Вскоре «New Beat» стал стандартом де-факто в среде барабанщиков.

1964 — Beatles взрывают мир.
В 1964 году легендарный квартет играет в шоу Эда Саливана , вызвав поистине взрывную волну спроса на тарелки Zildjian. За год было заказано 90000 тарелок.

1973 — новое производственное помещение
Новое производственное помещение, оборудованное по последнему слову техники, было открыто в городе Норвелл, штат Массачусетс, в честь 350-летия компании. В 1981 и 1998 годах эти производственные площади дополнительно расширялись.

1976 — совместная работа трех поколений
В нарушение традиций, Аведис привлекает к управлению компанией свою внучку Крейги. Таким образом, в этот период компанию возглавили одновременно три поколения семьи Зилджиан — Аведис, Арманд и Крейги.

1977 — Арманд получает бразды правления
В 1977 года Аведис Зилджиан объявляет своего сына Арманда президентом компании. Спустя два года в связи со смертью отца Арманд также становится председателем совета директоров. В этот период он вкладывает большие средства в модернизацию производства, исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, создает новый исследовательский отдел «Лаборатория звука».

1980 — революционное производство
Вначале 80-х Арманд продолжает инвестиции в модернизацию производства. Появляются вращающиеся горны, двойные прокатные станы, управляемая компьютером ковка с задаваемой погрешностью. Теперь ничто не ограничивает Арманда в экспериментах со звуком.

1981 — легендарная серия K
Продолжая сотрудничество с музыкантами, использовавшими старые тарелки серии K (Элвин Джонс, Тони Вильямс), Арманд Зилджиан принимает решение о возобновлении выпуска легендарной серии тарелок ручной ковки, названной в честь Керопа Зилджиана. Необходимость такого решения была обоснована тем, что музыкантам было сложно подобрать замену своим старым тарелкам даже на вторичном рынке. И Арам не прогадал: продажи обновленной серии K резко пошли вверх.

1983 — новая традиция: Zildjian Day
К 1983 году в производство был запущен комбинированный hihat K/Z. Как следует из названия, верхняя тарелка в нем была из серии K, а нижняя — из серии Z. Сын Арманда Раб Зилджиан открывает новый офис по связям с артистами в Лос-Анджелесе, штат Калифорния. По этому случаю был проведен первый Zildjian Day. Такие мероприятия, насыщенные мастер-классами от известных исполнителей, стали не только традицией Zildjian, но и стандартом во всей музыкальной индустрии.

1988 — барабанные палочки Zildjian: играй с огнем!
Компания Zildjian запускает собственное производство барабанных палочек в Алабаме, где в больших количествах произрастает орешник. Вскоре известные барабанщики, среди которых Луи Беллсон, Тони Вильямс, Винни Колаюта (Sting), Деннис Чемберс (Carlos Santana) и Джоуи Крамер (Aerosmith), переходят на палочки Zildjian.

1990 — инновации в сотрудничестве с ведущими музыкантами
Винни Колаюта участвует в разработке новой серии тарелок Custom. Вскоре новинка стала одной из самых популярных моделей Zildjian, установив новые стандарты в музыке.

1995 — единственная в своем роде оркестровая комната
В 1995 году компания Zildjian построила специальное помещение, в котором музыканты оркестров могли протестировать и отобрать тарелки для своих нужд. В числе первых гостей оркестровой комнаты были музыканты Лондонского и Бостонского симфонических оркестров, а также Королевского концертного оркестра. Тем временем компания первой в мире среди производителей ударных инструментов и аксессуаров к ним получает сертификат качества ISO 9001.

1998 — легендарные барабанщики
Компания отметила 375-ю годовщину своего существования вручением четырем легендарным музыкантам, Рой Хэйнс, Элвин Джонс, Луи Беллсон и Макс Роуч, премии American Drummers Achievement Award. Эту торжественную церемонию вел Билл Косби. По случаю такого знаменательного события консерватория Беркли учредила именные стипендии в честь каждого из награжденных барабанщиков. Кстати, именно на церемонии вручения награды музыканты впервые встретились на одной сцене.

1999 — семейные традиции руководства
Арманд Зилджиан назначил свою дочь Крейги старшим управляющим компании. Она стала первой женщиной, занявшей управленческую должность. Младшая дочь Арманда Дебби становится руководителем отдела кадров. Ей же переданы технологические секреты, хранимые в тайне с 1623 года.

2002 — потеря любимого лидера
Последним научно-исследовательским проектом Арманда Зилджиана стала серия тарелок K Constantinople. Эти тарелки изначально разрабатывались как оркестровые, но нашли применение и в качестве ride.
26 декабря Арманд скончался в своем доме в Аризоне в возрасте 81 года.

2003 — 380 лет непрерывных инноваций
К 380-летию компании вторая премия American Drummers Achievement Award была вручена известному сессионному барабанщику Стив Гадд, который в свою очередь почтил память своего близкого друга Арманда.
Тем временем «Лаборатория звука» запускает в производство тарелки из титанового сплава, которые быстро нашли своих приверженцев среди музыкантов.

2004 — сохраняя наследие семьи
15-е поколение семьи Зилджиан, дочери Дебби (Кеди и Эмили) и дочь Крейги (Саманта), вошло в семейное предприятие.

2006 — запуск гибридной серии K Custom
Постоянное стремление Zildjian к инновациям нашло отражение в гибридной серии тарелок K Custom. Созданные при участии барабанщика Акира Джимбо, они объединяют в себе две технологии ковки и, как следствие, два варианта отделки — Traditional и Brilliant. В результате одна и та же тарелка может звучать по-разному в зависимости от манеры игры; из нее можно извлечь и яркие, и мрачные оттенки звучания. Серия K Custom отмечена наградой International Press Award на Misikmesse-2006, а также титулами «Тарелка года» по версиям журналов DRUM! и Drumheads в 2007 году.

2008 — 385-летие компании Zildjian
В честь юбилея компании наградой Zildjian Drummers Achievement Award отмечен барабанщик Джинджер Бейкер (Cream). Премия, врученная в Лондоне, ставит его в один ряд с именитыми лауреатами прошлых лет Рой Хэйнс, Элвин Джонс, Луи Беллсон, Макс Роуч и Стив Гадд.
Тем временем Zildjian начинает выпуск тарелок Pitch Black из современного сплава Bronze 12 (88% меди и 12% олова) с фирменным черным покрытием. Эти тарелки отличаются особенным богатым звучанием..